Философия игрушки

Три области – именно столько охватывает подход к развитию данной игры педагогами Вальдорфа.

Первая область, гласит, что игра должна состоять из событий жизни, которые максимально эмоциональны, насыщенны и повседневны. Именно дите реализует в данной игровой деятельности плоды переживаний и видений жизни. Игра в таком периоде представляет собой внешнюю жизнь полную приключений, где не хватает внешнего проявления, тогда игра скудна и настоящая.

В современном мире в условиях города необходимо обращать свое внимание, так как сегодняшняя жизнь очень скудна, а необходимо, чтобы она была насыщена большим количеством переживаний. Необходимо помнить о том, что для детей важно иметь возможность для наблюдения осмысленных действий родителей в различных процессах.

Вторая область – дети должны иметь объемный игровой материал, с помощью которого можно фантазировать в любой грани.

Педагогика из Вальдорфа отличается своей концепцией от стандартной, здесь учитывается философия игрового материала. Ребенку нужно всего лишь вручить простенькую игрушку. Для них это просто предмет, который они могут «преобразить», дополнить в процессе игры до определенного образа. Этот предмет является основой для сотворения и проявления фантазии, в результате чего создается уникальное, неизведанное чудо, которое имеет совершенно другой замысел в отличие от изначального значения предмета. По-другому, игровой предмет, должен слегка намекать на функцию и должен создавать ощущение у ребенка то, что он многофункционален.

Например, голубая ткань представляется собой море, пруд и другое. Также здесь будет вестись речь не только об стандартных игрушках – куклах, материалах для постройки и других, концепцией вальдорфской педагогики является также то, что в игре участвует простая мебель. Ребята, собравшись в группе, могут создать замок, построить ограждения, спрятаться. Например, можно соорудить башню, в которой располагается принцесса. А ее нужно спасти. Получается, что такая игра имеет сюжет из сказки, именно тот, который был на празднике. Повторение такой игры у детей может происходит долгое время. Однако чаще всего, ребята из города сооружают дома, состоящие из многих этажей или дороги, мосты. Довольно таки нередко в мотиве созданий проявляется нечто космическое, связанное с космосом или «борозданием» мира. Не менее часто появляются мотивы, связанные с войной, что не может не беспокоить. В случае, если игра имеет такой исход, то руководитель сада должна изменить ход игры к миру.

Место, где играют дети, должно быть оборудовано большим количеством игровых вариантов (предметов). Важно, чтобы в этом ассортименте были ширмы из дерева, имеющие полочку в середине. Внутри них дети могут обустроить магазин или любой другой предмет воображения. Платки, имеющие различные цвета помогают в обустройстве, они служат стеной или крышей.

Полки, сделанные из дерева, располагаются продольно стене игровой комнаты. При этом важно, чтобы уровень расположения был доступен для детей, на полках располагаются различные игровые предметы – поленья, срезы березы и другие деревянные материалы различной формы, толщины. Такой материал входит в основу вальдорфской концепции кубиков. Стандартных кубиков со строгой геометрий в этой концепции нет, иногда можно встретить подобные кубики в редких садах. Любые другие конструкторы, особенно Lego, убираются напрочь, так как они считаются «мертвыми» и не дают фантазировать.

Помимо выше перечисленных предметов, комната оборудуется корзинами, в составе которых много всего необходимого для игры. И здесь снова природные материалы – желуди, каштаны, шишки, различные камни, разноцветные ткани, мелки, нитки, клубки шерсти. Данные материалы также участвуют для проявления инициативы ребенка.

Не стоит беспокоиться о том, что стандартных игрушек в вальдорфскому саду совсем нет! Они есть – это типичные куклы, созданные из стандартных материалов – вязаные, узелковые. Помимо этого имеются марионетки-куклы, куклы для настольного театра, различные куклы из дерева, вязанные животные – котятки, свинюшки, козочки и другие. Вальдорфские педагоги также используют в качестве игрушек хохломскую и богородскую.

Самые «теплые» и приятные игрушки – это изделия созданные самостоятельно. Такие игрушки чаще всего изготавливаются родителями, которые создают шедевры под руководством воспитателей на специальных вечерах или учащимися школы Вальдорфа. Третья область – создание благоприятной для углубления в игру ребенка атмосферы воспитателем. Помимо этого, необходимо, чтобы такая атмосфера не мешала детям этой же группы. И еще, воспитатель, должен сделать так, чтобы не принимать участия в игре.  Самое главное в такой игре это то, что никто из нас не вмешивается в игру, а даем проявить ребенку собственные силы. Что же делает дитя, когда мы «отдаем» его самого себе? Он начинает действовать на основе своих сил, проявляя действие на внешних элементах, он движет своей волей и приводит в действие.